Главная Написать нам письмо Карта сайта
карта сайта | контакты
Тульская городская общественная организация ветеранов спецназа "ЗАКОН-ГРИФ" Тульская городская общественная организация ветеранов спецназа "ЗАКОН-ГРИФ"
Тульская городская общественная организация ветеранов спецназа

Тульская городская общественная организация ветеранов спецназа "ЗАКОН-ГРИФ"
Цели, направления деятельности, права и обязанности
Права и обязанности
Органы управления
Негосударственное образовательное учреждение по подготовке кадров осуществляющих частную детективную и охранную деятельность "ГРИФ"
Наши партнёры
Статьи
Программа подготовки
Мероприятия
Дайджест прессы
Дополнительные услуги
Региональная спортивная общественная организация "Федерация практической стрельбы Тульской области"
Новости
Статьи
Фотогалереи
Статьи
Тактика - Разведка
Тактика - Специальная
Тактика - Общевойсковая
Огневая подготовка
Вооружение
Разное
Контакты

Подготовка снайпера. Спуск курка

Огневая подготовка

Спуск курка у снайперских винтовок с пистолетной рукояткой. Принципы статических тренировок.

При стрельбе из снайперских винтовок с пистолетной рукояткой, принцип фиксации стреляющей руки схож с хваткой рукоятки при стрельбе из боевого пистолета. При работе с пистолетной рукояткой первое условие, которое обязано неукоснительно соблюдаться, - недопустимость касания стреляющим указательным пальцем корпуса винтовки. Между стреляющим пальцем, прикладом и ствольной коробкой оружия должен быть люфт.(Рис.1)

Рис.1 Обязательный зазор (люфт) между указательным, стреляющим пальцем и корпусом винтовки

Большой палец правой руки должен быть плотно прижат к поверхности рукоятки. Его давление на последнюю происходит строго перпендикулярно ее плоскости (1, рис. 2).
Средний и безымянный пальцы должны своими первыми подушечками плотно давить перпендикулярно на поверхность рукоятки (2, 3 рис. 2).
Задача мизинца - просто лежать на рукоятке и не мешать (4 рис. 2). "Включение" мизинца обязательно "включит" плечо и потянет винтовку куда-то в сторону.

Рис. 2. Хват пистолетной рукоятки СВД:
1, 2, 3 - давление большого, среднего и безымянного пальцев происходит строго перпендикулярно поверхности рукоятки;
4 - мизинец свободно лежит на рукоятке

Пистолетная рукоятка должна быть плотно, со средней силой "посажена" в ладонь сверху вниз, чтобы не было люфтов между оружием и верхней поверхностью кисти (1 на рис. 3).
Спусковая скоба должна опираться на средний палец (2 на рис. 3).
Такое положение руки на прикладе стрелок должен запомнить - это положение фиксации ладони на пистолетной рукоятке. При охвате пистолетной рукоятки нельзя, чтобы рука была опущена ниже, так как теряется точка фиксации. Рука, находящаяся на разных высотах относительно спускового крючка, неизбежно будет провоцировать работу стреляющего пальца в разных направлениях по вертикали, и это неизбежно скажется на меткости стрельбы.

Рис.3. Хват пистолетной рукоятки СВД: 1,2 - в этих местах не должно быть люфтов

При стрельбе из магазинной винтовки в положении лежа и с колена правая рука должна покоиться на шейке ложа и ни в коем случае не участвовать в наведении оружия. В положениях лежа и с колена наведение оружия производится правильно сориентированной изготовкой с опорой винтовки на ремень и левую руку. В положении стоя так или иначе правая рука вынуждена включиться в удержание оружия. Как и при изготовках лежа и с колена, наведение винтовки производится правильной ориентацией устойчивой, сбалансированной изготовки. Роль правой руки сводится к тому, чтобы плотнее удерживать приклад в плече. При этом она может со средней силой "приложиться" к оружию справа налево.

Автоматические системы в связи с особенностями их технического устройства хуже сбалансированы и не так удобны в удержании, как обычные магазинные винтовки. Поэтому при стрельбе из винтовки СВД для ее удержания приходится подключать правую руку даже в положении лежа, не говоря уже о стрельбе с колена. Направление усилия правой руки при этом должно плотнее прижимать приклад к плечу.

Вышеописанные способы работы правой руки на прикладе и силовое взаимодействие пальцев стреляющей руки в значительной степени снижают отрицательное воздействие "провала" спуска Замечено, что тугие спуски имеют меньшие "провальные" последствия. Поэтому стрелки стараются заполнить ход спускового крючка после "провала" различными приспособлениями: постановкой дополнительных пружинок, резинок и т. д. В спортивной практике это оправдано. В боевой реальности такие добавления в механизм приводят к снижению надежности оружия. Поэтому стрелок должен выработать свой собственный "антипровальный" физиологический механизм, который будет находиться всегда при нем. Стрелки, работавшие из боевых систем, знают, как непросто остановить палец, когда шептало вышло из зацепления с боевым выступом курка. Спусковой крючок уже ничто не удерживает, и он "проваливается" назад вместе с указательным пальцем.
Чтобы такого не произошло, натренируйтесь давить на спусковой крючок сгибанием только первого сустава стреляющего пальца, не сгибая остальную его часть. Потренируйтесь это делать, поставив под палец вместо спуска кончик пули. У стрелка, натренировавшегося спускать курок таким образом, палец после спуска не сгибается и не "срывается" назад, а просто "упирается сам в себя".

Следует знать, что одновременное нажатие на спуск и шейку приклада почти вдвое утяжеляет спуск, не говоря уже о смещении оружия.

Случается, что палец на тяжелом спуске боевого оружия "не тянет". Это означает, что при захвате правой рукой за шейку ложи или пистолетную рукоятку стрелок что-то "пережал". Если наблюдается такой недостаток, нужно изменить положение кисти правой руки на оружии. Такое положение подбирается индивидуально для конкретного стрелка. Иногда при этом стрелки с короткими пальцами применяют так называемый боковой хват правой рукой без захвата большим пальцем за шейку ложи или пистолетную рукоятку с левой стороны. Ладонь правой руки вместе с большим пальцем плотно приложена к оружию с правой стороны. Такое положение правой руки на прикладе считается правильным, но при этом все равно нужно плотно прижимать подушечки среднего и безымянного пальцев с левой стороны приклада!

Некоторые стрелки (особенно женщины) с большим успехом применяют идеомоторный способ спуска курка. Они очень ярко представляют себе, что какая-то сила давит на стреляющий указательный палец снаружи, и сами незаметно для себя таким образом производят спуск курка даже на тяжелых боевых системах.

Спуски боевых систем очень неудобны и непривычны для стрелков-спортсменов. На разных винтовках одной системы они разные: с протяжками, "лесенками", тугим ходом. Они такими получились при изготовлении, и регулировать их нельзя. Рабочие поверхности шептала и боевого выступа курка для повышения износостойкости цементированы. При их шлифовке надфилем слой цемента снимается, износ трущихся поверхностей увеличивается, и в самый неподходящий момент винтовка начинает отказывать. То, что годится в спортивной практике, неприемлемо в боевом применении.

С очень неудобными спусками боевого оружия стрелку так или иначе приходится бороться "один на один". Если у винтовки очень длинный и протяжный спуск, без предупреждения (небольшого дополнительного усилия перед срывом курка с шептала), то перед прицельной задержкой дыхания ход должен быть предварительно выбран по крайней мере наполовину. Это сэкономит стрелку массу нервной энергии, физических сил, а главное - времени, отпущенного обстоятельствами событий на выстрел. При прицеливании предварительно "выбранный" спуск "дожимается" в необходимый момент. Разучить это совсем несложно - каждый стрелок довольно быстро привыкнет к своему оружию, его балансу и особенностям спуска. Разумеется, предварительно нужно потренироваться вхолостую.

Теперь внимание! Приступаем к самому важному элементу спуска курка. Запомните: в момент "дожимания" спуска его ход должен быть плавным и постоянным, невзирая на "шероховатости" от трения механизма. Для этого усилие, прилагаемое пальцем на спуск, должно быть постоянным. Стреляющий палец должен чувствовать это усилие, знать это усилие самостоятельно, "отдельно от головы" и помнить его мышечной памятью! Этим известным ему усилием стреляющий палец должен самостоятельно срабатывать на спуске.

Чтобы указательный палец знал спусковое усилие и степень его приложения, спусковой процесс нужно сделать наглядным для стрелка. Для этого на стреляющий палец надевают уже известный конический длинный бумажный колпачок, играющий роль указки. Стрелок, держа винтовку перед собой и никуда не целясь, выбирает излишний (свободный) ход спуска и, когда он "дожимает" спуск, смотрит на движения кончика колпачка, как на стрелку прибора.
При правильном, равномерном приложении одинакового по величине усилия на спуск движения колпачка будут равномерными, при неправильном, с приложением различной силы - скачкообразным. Движение указки позволяет делать наглядным для стрелка усилие пальца на спуске. При сопряжении силовых ощущений на пальце с их наглядностью запоминание их мышечной памятью происходит очень эффективно. В подсознании стрелка формируется своеобразный "маяк" мышечных ощущений, и в необходимый момент группа "стреляющих мышц" автоматически, подсознательно приводится к этому "маяку" и срабатывает гораздо лучше, чем под контролем сознания. Для снайпера это важно. Есть поговорка: "Стрелок думает глазами". У тренированного стрелка глаз "спускает с цепи" уложенную в подсознание своеобразную программу выстрела, которая срабатывает в положенный ей отрезок времени.

Хорошо натренировав работу пальцев на спуске, вернитесь к ощущению состояния правой руки. Проконтролируйте, напрягаете вы ее или нет. Возможно, тренируя спуск, вы забылись и начали "подрабатывать" правой рукой на прикладе. В свое время про этот коварный момент, который иногда проявляется даже у мастеров, очень хорошо написал мастер спорта международного класса Ю. Кудряшов в статье "Стрельба из положения лежа": "Нужно стараться, чтобы при нажиме на спусковой крючок работа указательного пальца не вызывала изменений усилий всей кисти. Довольно часто неуверенный нажим на спуск приводит к незаметному для стрелка включению в работу кисти правой руки и, что хуже, мышц правого плеча. Это влечет за собой изменение мышечных ощущений. Кажется, что жмешь на спусковой крючок, а на самом деле все больше сжимаешь шейку приклада. При этом ошибка нередко распространяется и на правое плечо, которое при выстреле или незадолго до него начинает незаметно подталкивать приклад винтовки. В этих условиях плохой выстрел неизбежен".

Общие принципы статических тренировок стрельбы из винтовки

Для того чтобы попасть, нужна стрелковая устойчивость, для наработки которой необходимо тренировать правильность изготовки, задержку дыхания, "всматривание" в прицельную линию и автоматизм спуска курка. Для новичков все это физически неудобно, больно, скучно и неинтересно. К сожалению, другого пути нет. Снайперское дело - это искусство терпеливых. Базой и своеобразным фундаментом для меткого выстрела из винтовки является объем практических навыков, приобретенных стрелком в принятии правильной изготовки, прицеливании и спуске курка. Выстрел - лишь результат совокупности этих навыков. И чем правильнее соблюдены классические стрелковые постулаты, отработанные нашими предками, тем точнее и результативнее будет выстрел.

База для меткого выстрела нарабатывается упорными тренировками вхолостую. Стрелок взводит шнеллер, курок и т. д. и производит холостой спуск с прицеливанием так, как будто в стволе находится боевой патрон. За одну тренировку таких холостых спусков делается 150-200 (вовсе не для экономии патронов). Дело в том, что до сих пор никто не научился стрелять, работая одним лишь реальным боеприпасом. При выстреле ощущения стрелка и прицельная картинка "смазываются" звуком выстрела, отдачей, вспышкой и дымом. При "холостом выстреле" без патрона всех этих явлений, "стирающих" впечатления от выстрела, не происходит, и стрелок способен заметить и запомнить (на стрелковом сленге "отметить"), куда на мишени смотрела мушка в момент спуска курка. А следовательно, по этой отметке стрелок и его инструктор могут понять ту или иную ошибку или погрешность стрелка (а в стрелковой практике они постоянны и неизбежны) и принять меры к ее ликвидации. Поэтому стрелок за время тренировки производит вышеуказанное количество холостых выстрелов, выполняя каждый из них так, как будто он стреляет боевым патроном. При этом стрелок нарабатывает стрелковую устойчивость - основной базис для меткой стрельбы. Время от времени - через 2-3 холостых щелчка - стрелок стреляет боевым патроном для проверки того, чего он достиг, работая вхолостую. Нет другого выхода, и других способов тренировки и до сих пор не придумали.

Психофизиологические особенности человека заставляют с собой считаться. На протяжении многовекового опыта работы с огнестрельным оружием было установлено, что нельзя тренироваться в практической стрельбе каждый день - результаты от этого не растут. Качество стрельбы упирается в какой-то невидимый барьер и не изменяется, невзирая на старание стрелков. Практика показывает, что стрелковые тренировки нужно проводить через день, с продолжительностью непосредственного стрелкового процесса не более 2,5-3 часов.
Почему? Потому что работа стрелка - это статические нагрузки, неестественные для живого организма. Такие нагрузки плюс обострение зрительного прицельного внимания требуют повышенного расхода нервной энергии. Весь этот процесс ненормален для живого организма, поэтому снайпер после полноценной трехчасовой тренировки чувствует себя измочаленным. Более 3 часов продолжать тренировку нельзя - иначе наступает очень скверное и известное практическим инструкторам явление "затренированности", то есть стойкого отвращения к стрелковому процессу и ко всему, что с ним связано.

В первоначальный тренировочный период, который длится не менее месяца, инструктор заставляет курсантов все делать правильно. У курсанта, предоставленного самому себе, после приобретения первоначальных знаний, естественно, наблюдается определенный рост результатов по сравнению с нулевым уровнем. Если этого курсанта не курировать, не контролировать его тренировочную работу и не "ставить" ему стрельбу, рост результатов сразу же прекращается. Это происходит потому, что курсанту все положения и условия техники меткой стрельбы кажутся настолько простыми, что он прекращает обращать внимание на их выполнение. (Это понятно - каждый из нас, прозанимавшись чем-либо пару недель, уверяется в том, что он в этой отрасли уже все знает.) Новичок верит в секреты, зная которые, он может стать настоящим снайпером. Секреты стрелкового мастерства - это масса мелочей, взаимосвязанных друг с другом. Мало знать все это - все это надо уметь и быть в состоянии делать в натуре, а для этого надо жить всем этим и долгими часами чувствовать неприятные усилия, прилагаемые для стрелкового процесса. Где нет мышечных усилий, там нет мышечной памяти. Где нет многократных повторений этих усилий, там нет необходимых навыков. Навык рождает результат. В снайперской практике критерий оценки один - попал или не попал. Тот, кто оказался на войне, должен уметь попадать. Иначе попадут в него.


Комментарии:

11.12.2008
Комменитрует: Дмитрий
Узнал для себя много нового.Надеюсь все описанные приемы относятся и к охотничим полуавтоматам: Сайга,Вепрь308?
Не ясен термин "холостой выстрел", т.е. холостой патрон в магазине или отсутствие патрона ?

предыдущая статья
следующая статья
Подготовка снайпера. Прикладка, дыхание и прицеливание.

Влияние прикладки оружия на стрельбу. Дыхание. Прицеливание с открытым и оптическим прицелами.
Подготовка снайпера. Маскировка.

Демаскирующие признаки. Маскировка одежды, оружия, приборов наблюдения. Вариант обучения приёмам маскировки.

[ все статьи ]


© Тульская городская общественная организация ветеранов спецназа "ЗАКОН-ГРИФ", 2005 - 2019
Копирование материалов сайта возможно только с обязательной ссылкой на сайт.


тел. : (4872) 700-032, 701-774, +7 960-611-55-11