Подготовка предприятия к проверке, права и обязанности контролирующих органов
В последнее время охранный бизнес все чаще и активнее проверяют различные контролирующие органы. Эти милицейские, налоговые и другие административные проверки, как правило, заканчиваются штрафами, судами или взятками. Нередко визиты представителей силовых структур носят «заказной» характер.
Чтобы противостоять необоснованным претензиям, руководителю предприятия необходимо помнить некоторые положения:
какие права есть у проверяющих структур
каким образом проводится проверка
права проверяющих и ваши (как предпринимателя)
что вы должны сделать при проверке, а чего делать категорически нельзя
что делать, если выявлены нарушения
что делать, если выписаны штрафы, изъяты документация, оргтехника и т.д.
В предлагаемой статье руководители (управляющие) частного охранного, детективного предприятия, службы безопасности найдут информацию, которая поможет принять правильное решение. Рассказано, как должны проходить проверки, кто имеет право в них участвовать, какие документы обязаны предъявить контролеры, как оспорить результаты проверки и т.д.
Подготовка предприятия к проверке
Можно ли подготовить предприятие к проверке? Это следует делать в обязательном порядке. На предприятии должен быть разработан так называемый кризисный план, т.е. план действий руководителя и его сотрудников в случае прихода проверяющих. Ведь визит проверяющих органов - стрессовая ситуация. Поэтому руководитель и сотрудники охранного предприятия должны знать, как вести себя в подобных обстоятельствах. Наличие такой внутренней инструкции позволит всем людям на предприятии действовать четко, слаженно и уверенно, когда каждый сотрудник знает свое место и свои действия в различных нештатных ситуациях. В одной известной компании имеется внутренняя инструкция, которая называется «Практические рекомендации руководящему составу предприятия и процедуры действий персонала и сотрудников службы физической охраны при проведении проверок контролирующими органами государственной власти».
Прежде всего в кризисном плане нужно определить, кто встречает нежданных гостей, давая время руководителю и ответственному за направление, по которому идет проверка, подготовиться к предстоящему общению.
Несмотря на «эффект внезапности», стремительность и быстроту действий сотрудников контролирующих органов, распоряжение незамедлительно пропустить их на территорию, оказываемое. психологическое и физическое давление, охрана должна строго следовать букве инструкций, т.е. попросить показать документы, постановление на проведение проверки или ордер на обыск; тщательно записать все данные и доложить руководству.
Ни в коем случае сотрудники охраны не должны оказывать противодействие или сопротивление проверяющим, заявляя, что не имеют права открывать дверь или ворота (или что проход загроможден и т.д.). Если вы разработаете систему оповещения, то вам будет легче ориентироваться при передвижении проверяющих.
Очень важно составить список ведомств, которые имеют право проверять вашу организацию, перечень полномочий проверяющих, какие документы они обязаны предъявлять и как документы должны быть заполнены. Неправильно заполненные документы или неполный комплект документов дает вам право отказаться от проверки. Если вас попросили представить документы для проверки, то предоставляйте только те, которые контролеры имею право проверять.
И, конечно, для каждого руководителя предприятия должны стать законом несколько нехитрых правил поведения на работе:
держите на столе минимум бумаг
запирайте свой кабинет, уходя из него на продолжительное время
в служебном сейфе не храните наличные деньги и документы финансовой отчетности
всю конфиденциальную документацию храните в недоступном для посторонних лиц месте
Важной составляющей защиты прав предпринимателей является Журнал учета мероприятий по контролю. В соответствии с п. 5 ст. 9 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» журнал представляет собой оформленный в соответствии с требованиями данного закона документ, который хранится у руководителя и в котором каждый проверяющий должен делать соответствующие отметки о проведенных им проверках.
Руководителю необходимо иметь Журнал учета мероприятий по контролю. В графе «Местонахождение» указывается юридический адрес предприятия, а если журнал учета хранится на объекте, то и адрес объекта.
Законом предусмотрена свободная форма этого журнала, но контролеры требуют, чтобы он был отпечатан типографским способом, поэтому журнал лучше купить. Обязательно пронумеруйте, прошнуруйте и удостоверьте журнал печатью, как требует того закон.
В журнале учета необходимо указывать:
дату выдачи и номер распоряжения на проверку
цель посещения контролера, его фамилию и должность
Проверяющий должен расписаться в журнале. Если он отказывается это сделать, вы имеете полное право не пускать его на предприятие. Об этом инциденте необходимо сразу сообщить оперативному дежурному. Наличие заполненного журнала поможет директору и в случае апеллирования к различным инстанциям по поводу действий проверяющих (контролеров).
Шаблон журнала учёта проверок:
Журнал учёта мероприятий по контролю.
Листы журнала оформляются следующим образом:
№ п/п
Дата выдачи и номер распоряжения на проведение проверки
Ф.И.О. должность, номер служебного удостоверения проверяющего
Вопросы подлежащие проверке
Дата и время начала и окончания проверки
Результаты проверки: выявленные нарушения, составленные протоколы, акты и предписания
Подпись проверяющих
1
2
3
4
5
6
7
Во время проверок весьма полезной оказывается памятка (как для директора, так и для других сотрудников предприятия) о том, как себя вести при проверке. Вы всегда можете добавить необходимые положения для каждого специалиста на своем предприятии:
1. Общая манера поведения: дружелюбная и открытая, без суеты.
2. Наша позиция относительно отчетности, уплаты налогов и соблюдения требований законодательства: мы законопослушная компания и стараемся не нарушать законы, вовремя исполнять все предписания.
3. Предоставляемая информация:
В основном провоцирующую информацию проверяющие получают именно из объяснений неосторожных сотрудников. Поэтому говорить можно только о своем подразделении, только по конкретной теме и только проверенные факты - никаких предположений, все в пределах своей узкой компетенции. Только два человека владеют всей полнотой информации — директор и его заместитель.
Профильные (договоры по оказанию охранных услуг) закрываются актом сдачи-приемки услуг, и к ним должен прилагаться «письменный отчет о результатах проделанной работы, который должен включать ответы на основные вопросы, интересующие клиента в соответствии с договором». Хозяйственные, юридические, консультационные и прочие услуги осуществляются только по договору, закрываются актами сдачи-приема.
Если проверяющие требуют дополнительные документы, необходимо советоваться с главным бухгалтером, финансовым директором (коммерческим директором), юристом, аудитором.
Все объяснения должны быть простыми, логичными и понятными, они должны касаться только поставленного вопроса.
Дополнительное предоставление документов осуществляется только с извещением главного бухгалтера, юриста и сотрудника службы безопасности.
Переписку с контрагентами, свои служебные записки и иные внутренние документы вы имеете право не предоставлять (если вы это делаете, то сначала посоветуйтесь с вышеназванными лицами).
Если требуют письменных объяснений, не пишите сразу, возьмите тайм-аут и посоветуйтесь с руководителями предприятия и юристами. Обо всех недочетах и ошибках пишите: «Данные ошибки носят неумышленный характер, вызваны сложным и противоречивым характером законодательства, самой сферы деятельности и другими известными вам объективными причинами».
Не следует высказывать предположения и догадки, будьте сдержанны в своих ответах.
4.В процессе общения с проверяющими будьте сдержанны, старайтесь не говорить лишнего.
5. Избегайте открытого конфликта, особенно с сотрудниками милиции.
6. Необходимо знать, что протокол является бланком строгой отчетности и имеет свой учетный номер. Копия протокола об административном нарушении после его составления вручается под расписку лицу, совершившему правонарушение.
При ознакомлении с протоколом не оставляйте в графах свободных мест, заполняйте их прочерками.
7. Если в отношении вас применяют административное задержание, не давайте повода к применению более жестких мер, требуйте составления протокола задержания. КоАП устанавливает, что административное задержание может длиться не более трех часов. Помните, что только на свободе вы можете эффективно защитить свои права.
Во время проведения осмотра не препятствуйте действиям проверяющих (особенно действиям сотрудников милиции).
Права и обязанности контролирующих органов
Полномочия сотрудников милиции при проведении внеплановых проверок деятельности предприятия определены п. 25 ст. 11 Закона РФ «О милиции» № 1026-1 от 18.04.1991 г., где сказано:
«...милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую предпринимательскую и торговую деятельность:
беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от подчиненности и формы собственности, в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной, иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства;
проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества;
изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции;
опечатывать кассы и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей;
проводить контрольные закупки; требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово - хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций;
получать от их должностных и материально-ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушений законодательства;
приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, а равно и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, а в случаях неисполнения ими законного требования работника милиции о прекращении правонарушения, милиция в соответствии с п. 5 этой же статьи имеет право на составление протоколов об административном правонарушении, осуществление административного задержания и применение других мер, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях».
Следует помнить, что пользоваться данными правами и выполнять обязанности сотрудник милиции может только в пределах своей компетенции и в соответствии с занимаемой должностью.
Проведение внеплановых проверок не производится по личному усмотрению сотрудников милиции, а должно быть обусловлено достаточными данными об имеющихся правонарушениях (жалобы и заявления граждан, материалы оперативно-разыскной деятельности, непосредственное обнаружение сотрудниками милиции признаков правонарушения или преступления). В противном случае вторжение в помещение, в котором осуществляется производственная, коммерческая или иная деятельность, может привести к существенному нарушению прав и свобод, гарантированных законодательством, а незаконное вторжение сотрудников милиции подпадает под действие ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». В торговых, складских и служебных помещениях сотрудники милиции могут проводить осмотр только в присутствии собственника имущества, его представителей или уполномоченных им лиц. Допускается осмотр в присутствии представителя администрации.
Сотрудникам милиции разрешается при наличии оснований проводить обыск. Обыск проводится по мотивированному постановлению следователя. В постановлении указываются дата и место его вынесения, кем, когда, где и в связи с каким уголовным делом решено произвести обыск, его цели и основание. Обыск должен быть санкционирован прокурором, что подтверждается его резолюцией на постановлении и подписью, заверенной печатью прокуратуры. Без соответствующего постановления сотрудники милиции не имеют права производить обыск. Обыск отличается от осмотра тем, что при обыске сотрудники милиции проводят тщательный расширенный осмотр, не спрашивают разрешения собственника на вскрытие ящиков, коробок, сейфов и т.п., при обыске обязательно наличие понятых. Однако до начала обыска сотрудник правоохранительных органов всегда предлагает добровольно выдать скрываемые документы или предметы.
Сотрудник милиции имеет право изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, если они являются доказательством административного правонарушения или преступления. Надо понимать, что речь здесь идет о накладных, счетах, приходных/расходных ордерах и других подобных документах. Изымать свидетельства предпринимателя, лицензии, сертификаты и т.п. документы сотрудник милиции не имеет права (кроме случаев наличия сомнения в их подлинности).
Очень важно понимать, что сотрудники милиции имеют право проверять наличие документов, но это не означает, что они могут давать правовую оценку этим документам. Сотрудники милиции не имеют полномочий давать правовую оценку таким документам, как сертификаты, тетради учета индивидуальных предпринимателей, санитарные книжки и т.п.
В случае если к вам с проверкой пришла милиция, проверьте служебное удостоверение милиционера - это документ, который обязательно должен иметь при себе сотрудник милиции при исполнении. Если пришедший к вам милиционер отказывается предъявить свое удостоверение, не выполняйте его требования и сообщите о данном случае по телефону: 02.
Не пытайтесь взять удостоверение в руки, если его вам не дают, но потребуйте, чтобы вам дали возможность прочитать и записать фамилию, имя, должность и т.д. сотрудника. На подлинном удостоверении МВД указаны должность и звание его обладателя, соответствующие подписи и печати, сотрудник на фотографии в форме. Обратите внимание на срок, по который действительно удостоверение. Если оно просрочено, пришедшее к вам должностное лицо проводить проверку не вправе.
Обязательно перепишите данные, содержащиеся в предъявленном сотрудником удостоверении личности, а также полное наименование, адрес и телефон отделения милиции, где он служит.
Если пришедшие к вам милиционеры отказываются (либо не могут) назвать полное наименование своего подразделения, отдела, а в особенности телефон дежурного или отдела кадров, то, скорее всего, это мошенники или недобросовестные милиционеры, решившие подзаработать. Не паникуйте и продолжайте расспросы. Свою настойчивость объясните тем, что у вас уже были случаи, когда проверку проводили лица, не имевшие на это права.
Если пришедшие к вам проверяющие назовут телефоны, наберите их. Если в процессе набора они уйдут, значит, ваши сомнения не напрасны. На практике были случаи, когда мошенники называли телефоны своих сообщников и те с готовностью подтверждали все, что нужно. Чтобы этого не случилось, желательно иметь под рукой телефоны отделений милиции. Тогда вы сможете позвонить в нужное вам и проверить, действительно ли там работают пришедшие к вам люди и вправе ли они проводить у вас проверку. Если же таких телефонов у вас нет, позвоните «02» и попросите дежурного дать вам нужный номер.
Имейте в виду, милиция работает строго по территориальному принципу. Управления могут проверить любую компанию, находящуюся на территории города. Районные (окружные) службы обслуживают только территории своих районов или округов. Старайтесь не идти на конфликт с сотрудниками милиции, поскольку они могут вас задержать, а затем оштрафовать на сумму от 500 до 1000 рублей или арестовать на срок до 15 суток (ст. 19.3 КоАП РФ).
Помните, в Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность:
за публичное оскорбление представителя власти (ст. 319)минимальная санкция – штраф до 40 000 рублей, максимальная - исправительные работы на срок от шести месяцев до одного года
за применение в отношении представителя власти насилия (ст. 318) минимальная санкция - штраф до 200 000 рублей, максимальная - лишение свободы на срок от пяти до десяти лет
Если вы не согласны с требованиями сотрудников милиции, просто сообщите им об этом, этого будет вполне достаточно. Если милиционеры, несмотря на ваш отказ, все равно решат провести проверку, не препятствуйте им.
Лучше сообщите об этом администрации, сотрудникам службы безопасности, а они направят телеграмму либо заказное письмо в прокуратуру и УВД вашего района (региона). Можно подстраховаться и направить телеграммы еще и в Генеральную прокуратуру и МВД. Текст должен быть кратким. Например: «Сообщаем Вам о том, что сегодня в 11.00 на предприятие (полное название, адрес) пришли сотрудники милиции (указать фамилии, должности, звания, подразделение, всю информацию, которая вам известна о «гостях») и без всяких на то оснований, без предъявления соответствующих бумаг изъяли то-то и то-то. Копию протокола, подтверждающего изъятие, нам не вручили. Просим принять меры», подпись и дата. Этот метод проверен на практике и очень хорошо действует.
Вы можете позвонить по так называемому телефону доверия или в службу собственной безопасности подразделения (тел. Управления собственной безопасности МВД: 255-96-57; 239-07-30).
Если у вас возникли сомнения в правомерности действий оперативников, вы имеете право написать жалобу на действия сотрудников милиции и отправить их вышестоящую организацию (УВД вашего региона, МВД) и в суд. При рассмотрении жалобы сотрудникам милиции придется предъявить суду документы, подтверждающие, что они действовали в рамках своих полномочий, а это позволит вам выработать правильную позицию.
Порядок оформления изъятия
Как показывает практика, вторым по частоте составления проверяющими документов является акт изъятия. Согласно ч. 3 ст. 3.7 и ст. 27.10 КоАП вещи, «являющиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения, и документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженные на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотре транспортного средства, при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, могут изыматься в присутствии двух понятых».
В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств, о применении которых в протоколе делается соответствующая пометка.
Об изъятии вещей и документов, обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, составляется самостоятельный протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении.
В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве и иных идентификационных признаках изъятых вещей.
Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, и понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.
В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
При упаковывании и опечатывании главное - проследить, чтобы в последующем не было возможности ни у кого достать документ или добавить «бумажечку» без нарушения целостности опечатанной упаковки.
Изъятые вещи и документы хранятся до рассмотрения дела об административном правонарушении, а после его рассмотрения конфискуются, возвращаются владельцу, уничтожаются или реализуются.
Конфискация, уничтожение или реквизиция (принудительная реализация с возвратом полученных денег собственнику) допускаются только на основании решения суда, так гласит ч. 3 ст. 35 Конституции РФ: «... никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда...» Поэтому, если работники милиции (наиболее распространенный случай) отказываются вернуть изъятое имущество, обжалуйте этот отказ, а заодно и наложение на вас штрафа (если он налагался) в суде. Суд разрешит само дело об административном правонарушении и решит вопрос о судьбе изъятого имущества.
При этом имейте в виду, что обстоятельства, послужившие основанием к применению в отношении вас административной ответственности, должны доказывать проверяющие, а не вы. Зачастую получается так, что делается проверка с составлением всех необходимых документов, на основании которых налагается взыскание (штраф), все это обжалуется в суде и суд, изучив материалы дела, приходит к выводу о необоснованности наложения штрафа, поэтому ваши юристы должны грамотно подготовить иск.
Полезно также знать, что проверяющие не имеют права изымать оригиналы документов, а также требовать от сотрудников предоставления документов, информации и т.д., если они не имеют отношения к предмету проверки. Законодательство определяет перечень ситуаций, когда допускается изъятие оригиналов документов. Например, ст. 94 Налогового кодекса определяет порядок и случаи, когда налоговые органы могут изымать оригиналы документов, в иных случаях изъятие оригиналов не допускается. Так, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы в порядке, предусмотренном настоящей статьей. При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия. Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.
Всем, кто часто сталкивается с проверяющими, контролирующими и надзирающими органами и процедурой выемки ими оригиналов документов, полезно ознакомиться с:
Инструкцией Минфина РСФСР от 26.07.1991 г. № 16/176 «О порядке изъятия должностным лицом Государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений, организаций и граждан»
Инструкцией «О порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами» (утв. Генпрокуратурой СССР, МВД СССР, Минюстом СССР, Верховным судом СССР, КГБ СССР 18.10.. 1989 г. № 34/15) (с изменениями от 9.11.1999 г.)
Протокол изъятия документов (их копий)
Порядок оформления административного правонарушения
Если в ходе проверки у вас выявились какие-либо нарушения, то проверяющие должны будут их зафиксировать. В большинстве случаев выявленные нарушения носят характер административных правонарушений (те случаи, когда нарушение закона подпадает под статью Уголовного кодекса и речь идет о преступлении, в данном документе не рассматриваются, поскольку это совершенно другая тема). В любом случае, даже если у вас зафиксировано совершенное правонарушение, вы должны понимать, что это не лишает вас прав на получение квалифицированной юридической помощи. Поэтому отстаивайте свои интересы и защищайте права в любом случае!
Ст. 28.2 КоАП РФ устанавливает, что об административном правонарушении уполномоченным лицом составляется протокол. Это значит, что, если протокола об административном правонарушении нет, нет и правонарушения, а различные акты изъятия документов юридической силы протокола об административном правонарушении не имеют. То же самое означает и составление протокола неуполномоченным лицом.
Ст. 28.6 предусматривает возможность назначения административного наказания без составления протокола. Если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил - в размере, не превышающем десяти минимальных размеров оплаты труда, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается административный штраф. Если же лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, на месте совершения административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении.
В любом случае в протоколе об административном правонарушении указываются:
дата и место его составления
должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол
сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении
фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если имеются свидетели и потерпевшие)
место, время совершения и событие административного правонарушения
точное указание статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ (а не абстрактная цифра, никому не понятная), предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение
объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, если они имеются
иные необходимые сведения
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Соответственно если вам не разъяснили ваши права, то это существенное нарушение законодательства.
В случае отсутствия правонарушителя (например, при наложении штрафа за отсутствие сертификатов, когда на месте проверки только продавец и нет самого предпринимателя) протокол об административном правонарушении, как правило, составляется позже, при вызове предпринимателя в милицию или иной контролирующий орган.
Сотруднику или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, сотрудником, законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Подпишите вы протокол или нет, это не имеет существенного значения для правовой оценки результатов проверки, но раздражает проверяющих. Кроме того, суд при рассмотрении материалов дела и установлении факта необоснованного отказа от подписания каких-либо документов оценивает это скорее негативно. В случае, если вы по каким-либо причинам, не согласны с составленным проверяющими документом, при подписании сделайте пометку «не согласен» («не согласна»).
Если готовы четко и правильно изложить свое несогласие, то излагайте на отдельном листе, который приложите к протоколу, если же вы растеряны либо не готовы дать объяснения сразу, то не конкретизируйте свое несогласие, т.к. позже вы ситуацию обсудите с юристом и сможете изложить ее юридически грамотно. Проверяющему же объясните, что из-за волнения не можете четко сформулировать свое несогласие и дадите объяснения по этому поводу позже.
Давая объяснения (сразу или после проверки), всегда помните положение Конституции РФ, ст. 51 которой гласит:
«Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».
Это относится не только к уголовному законодательству, но и к административному.
Вы не только имеете право давать объяснения, но у вас есть право быть выслушанным, ваши объяснения должны быть приняты определенным должностным лицом. Необоснованный отказ выслушать или принять у вас письменные объяснения по какому-либо вопросу не допускается. Также недопустим и отказ от принятия объяснений, мотивированный тем, что «сейчас некогда», «я вас выслушаю позже» или же требование «давайте только сейчас, потом будет поздно».
При подписании важно проверить, чтобы все графы были заполнены, особенно графа «Свидетели». Если их нет, то проследите, чтобы там был поставлен прочерк в форме буквы «Z» и невозможно было дописать что-либо. Иногда свидетелей вписывают после вашей подписи на протоколе. Особенно этим грешат сотрудники ГИБДД, но встречаются такие уловки и у контролеров, проверяющих предпринимателей.
В протоколе указывайте место жительства, семейное положение, количество иждивенцев и т.д., эти данные будут учтены при наложении взыскания, так же как и сведения о том, привлекались ли вы ранее к административной ответственности. Отсутствие наложенного ранее административного взыскания может являться смягчающим обстоятельством.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, под расписку вручается копия протокола об административном правонарушении.
Согласно ст. 28.5 КоАП протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом или юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные КоАП. На практике в случае отсутствия правонарушителя, например, при наложении штрафа за отсутствие сертификатов, когда на месте проверки нет самого предпринимателя, протокол об административном правонарушении составляется позже, при вызове предпринимателя в милицию или иной контролирующий орган. При этом важно помнить, что согласно статье ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ «постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения».
Срок, указанный в данной статье, является пресекательным, что значит исключение возможности вынесения постановления по делу об административном правонарушении и привлечение вас к ответственности по истечении указанного срока.
Распоряжение (приказ) о проверке
В процессе проверки обычно допускается множество ошибок как со стороны проверяемого, так и со стороны проверяющего, которые вы можете впоследствии использовать для своей защиты. Прежде всего, читая удостоверение личности проверяющего, узнайте его координаты (адрес, телефон, номер кабинета), запишите все данные в книгу проверок, это вам впоследствии очень поможет. Проверяющие часто составляют протоколы и иные бумаги в одном экземпляре, а по их координатам вы сможете потребовать получение копии протокола. Одновременно с удостоверением личности проверяющий обязан предоставить распоряжение (приказ) о проведении проверки. Убедитесь, что проверку проводит именно то должностное лицо, которое указано в распоряжении (приказе).
В распоряжении должны быть также указаны:
его номер и дата
наименование юридического лица, в отношении которого проводится проверка
цели, задачи и предмет проводимого мероприятия
правовые основания проведения проверки
дата начала и окончания проверки
Распоряжение заверяется подписью руководителя проверяющего органа и печатью (ксерокопия не действительна).
Образец бланка распоряжения о проведении проверки:
Перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных выносить постановления о проведении проверок, ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности.
№ п/п
Должность
Территориальная компетенция
1
Министр внутренних дел Российской Федерации
Российская Федерация
2
Первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации
Российская Федерация
3
Заместитель министра внутренних дел Российской Федерации
Российская Федерация
4
Начальник Департамента экономической безопасности МВД России
Российская Федерация
5
Первый заместитель начальника Департамента экономической безопасности МВД России
Российская Федерация
6
Заместитель начальника Департамента экономической безопасности МВД России
Российская Федерация
7
Начальник Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России
Российская Федерация
8
Первый заместитель начальника Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России
Российская Федерация
9
Заместитель начальника Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России
Российская Федерация
10
Начальник Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД России
Российская Федерация
11
Первый заместитель начальника Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД России
Российская Федерация
12
Заместитель начальника Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД России
Российская Федерация
13
Начальник Департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах МВД
Российская Федерация
14
Первый заместитель начальника Департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах МВД
Российская Федерация
15
Заместитель начальника Департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах МВД
Российская Федерация
16
Начальник Главного управления МВД России по федеральному округу
Территория субъектов Российской Федерации, расположенных в федеральном округе
17
Первый заместитель начальника Главного управления МВД России по федеральному округу
Территория субъектов Российской Федерации, расположенных в федеральном округе
18
Заместитель начальника Главного управления МВД России по федеральному округу
Территория субъектов Российской Федерации, расположенных в федеральном округе
19
Министр внутренних дел, начальник главного управления, начальник управления внутренних дел субъекта Российской Федерации
Территория субъекта Российской Федерации
20
Первый заместитель министра внутренних дел, начальника главного управления, начальника управления внутренних дел субъекта Российской Федерации - начальник криминальной милиции
Территория субъекта Российской Федерации
21
Заместитель министра внутренних дел, начальника главного управления, начальника управления внутренних дел субъекта Российской Федерации по экономической безопасности
Территория субъекта Российской Федерации
22
Начальник управления внутренних дел на транспорте
Территория оперативного обслуживания
23
Первый заместитель начальника управления внутренних дел на транспорте – начальник криминальной милиции
Территория оперативного обслуживания
24
Начальник линейного управления внутренних дел на транспорте
Территория оперативного обслуживания
25
Первый заместитель начальника линейного управления внутренних дел на транспорте – начальник криминальной милиции
Территория оперативного обслуживания
26
Начальник линейного отдела внутренних дел на транспорте
Территория оперативного обслуживания
27
Первый заместитель начальника линейного отдела внутренних дел на транспорте – начальник криминальной милиции
Территория оперативного обслуживания
28
Начальник управления (отдела, отделения) внутренних дел на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях
Территория оперативного обслуживания
29
Первый заместитель начальника управления (отдела, отделения) внутренних дел на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях – начальник криминальной милиции
Территория оперативного обслуживания
30
Начальник Управления внутренних дел административного округа г. Москвы
Территория административного округа г. Москвы
31
Первый заместитель начальника Управления внутренних дел административного округа г. Москвы – начальник криминальной милиции
Территория административного округа г. Москвы
32
Заместитель начальника Управления внутренних дел административного округа г. Москвы по экономической безопасности
Территория административного округа г. Москвы
33
Начальник межрайонного отдела по налоговым преступлениям
Территория оперативного обслуживания
34
Начальник управления (отдела) внутренних дел города (района, района в городе или иного муниципального образования)
Территория оперативного обслуживания
35
Первый заместитель начальника управления (отдела) внутренних дел города (района, района в городе или иного муниципального образования) – начальник криминальной милиции
Территория оперативного обслуживания
Периодичность проверок
В соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8.08.2001 г. проверка в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя как плановое мероприятие по контролю может проводиться не чаще 1 раза в два года.
ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» предусматривает и проведение внеплановых проверок, цель которых - проконтролировать исполнение предписания о выявленных нарушениях, установленных в ходе проведения планового мероприятия.
Внеплановые проверки могут проводиться исключительно в определенных законом случаях, а именно:
если получена информация об обстоятельствах (авария, выход из строя сооружения, оборудования и т.д.), которые могут причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу граждан - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
если возникает угроза жизни, здоровью, загрязнению окружающей среды, повреждению имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. При этом необходимо учитывать, что обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, не могут служить основанием для внеплановой проверки.
Данный закон не применяется к отношениям, связанным с проведением:
налогового контроля
лицензионного контроля
оперативно-разыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия
а также некоторых других
Закон закрепляет важные принципы защиты прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора):
презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя
проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов контроля
соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции контролирующего органа
учет мероприятий по контролю
ответственность органов государственного контроля и их должностных лиц при его проведении
недопустимость взимания органами государственного контроля платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю и др.
При проверке старайтесь чаще обращаться к контролеру по имени и отчеству. Психологи утверждают, что звуки собственного имени вызывают у человека положительные эмоции. Важно продемонстрировать контролеру свою открытость и готовность помочь. Бывает, что сотрудник сознательно оставляет в отчетности небольшую, но заметную ошибку и сам указывает на нее контролеру, добавляя доверительно: «Кто же из нас не ошибается». Предложите проверяющим чай или кофе. Совместное чаепитие очень помогает наладить контакт и решить возникшие в процессе проверки разногласия.
Часто, стараясь наладить контакт с инспектором, кто-то заводит разговоры «за жизнь». Это не всегда оправданно. Если вы видите, что контролер не расположен вести разговоры, то лучше воздержаться от них. Предоставьте все необходимые документы и, посетовав на большой объем работы, займитесь своими делами. У налоговых и других инспекторов и проверяющих тоже есть сроки, план, и многим из них совершенно не хочется тратить рабочее время на пустые разговоры.
Важно знать, что проверяющий орган не вправе осуществлять проверку в случае отсутствия проверяемых должностных лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей. Изымать оригиналы документов проверяющий, вне случаев, указанных в законе и тем более без составления акта изъятия (описи) и без полномочий, предоставленных на то законом, также не имеет права.
Всегда помните о законно закрепленных принципах действия сторон при проверке. Если для вас действует правило «разрешено все, что не запрещено», то для проверяющего наоборот: «запрещено все, что не разрешено». Этим вы можете пользоваться, если проверяющие собираются совершить определенные действия, в законности которых вы сомневаетесь.
Кроме того, при рассмотрении спора о наложении штрафа в суде действует норма части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса: «Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо».
Части 3 и 4 ст. 1.5. КоАП РФ гласят: «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица».
Это значит, что в суде представитель государственного органа должен доказать обоснованность применения к вам ответственности. При осуществлении правосудия «...не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона...» (пункт 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации). Таким образом, при рассмотрении дела в суде недостатки того или иного плана в протоколах, актах и иных документах, составленных с нарушением закона, однозначно помогут вам защитить свои права и отстоять интересы.