Главная Написать нам письмо Карта сайта
карта сайта | контакты
Тульская городская общественная организация ветеранов спецназа "ЗАКОН-ГРИФ" Тульская городская общественная организация ветеранов спецназа "ЗАКОН-ГРИФ"
Тульская городская общественная организация ветеранов спецназа

Тульская городская общественная организация ветеранов спецназа "ЗАКОН-ГРИФ"
Цели, направления деятельности, права и обязанности
Права и обязанности
Органы управления
Негосударственное образовательное учреждение по подготовке кадров осуществляющих частную детективную и охранную деятельность "ГРИФ"
Наши партнёры
Статьи
Программа подготовки
Мероприятия
Дайджест прессы
Дополнительные услуги
Региональная спортивная общественная организация "Федерация практической стрельбы Тульской области"
Новости
Статьи
Фотогалереи
Статьи
Тактика - Разведка
Тактика - Специальная
Тактика - Общевойсковая
Огневая подготовка
Вооружение
Разное
Контакты

Штурм автотранспортных средств. (часть 2)

Тактика - Специальная

Тактика зарубежных спецподразделений при освобождении заложников в автобусе.

Захват заложников может произойти в рейсовом городском, школьном или междугородном автобусе. Ареной драматических событий могут стать как курсирующие между терминалами аэропортов, так и тюремные автобусы, на которых заключенных доставляют в здание суда. Учитывая высокую вероятность захвата заложников в автобусах, многие группы захвата особо отрабатывают тактику и технику штурма этих транспортных средств.

Предоставление транспортного средства

Преступники и их заложники могут оказаться в автобусе, предоставленном властями, как это имело место в период мюнхенской Олимпиады, когда террористы потребовали доставить их вместе с заложниками в аэропорт.
Если руководитель операции принимает решение о предоставлении преступникам автобуса, следует учесть ряд важных моментов.
Во-первых, модель автобуса должна быть достаточно распространенной, чтобы группа захвата могла немедленно приступить к отработке штурма на идентичном экземпляре.
Во-вторых, конструкция автобуса должна максимально облегчать штурмующим выполнение их задачи.
Кроме того, на автобусе не должно быть затемненных стекол, которые лишат снайперов возможности вести наблюдение, а в случае необходимости вести огонь по преступникам.

Принудительная остановка

План захвата автобуса должен предусматривать четкую координацию действий снайперов, ударной группы, тех, кто будет обеспечивать доступ внутрь салона, применять специальные средства и блокировать машину.
Движущийся автобус нужно прежде всего остановить. Возможные места принудительной остановки: перед красным сигналом светофора, на крутом повороте, непосредственно перед верхней точкой подъема.
Если предполагается остановить машину на перекрестке, бойцы группы захвата могут выглядеть как обычные прохожие.
Вынудить автобус остановиться можно с использованием другого автомобиля, который должен быть достаточно большим, чтобы надежно заблокировать первый. Группа захвата может следовать за ним в фургоне и в полной готовности начать действовать как только он остановится.

Есть и более изощренные способы принудительной остановки. Большинство городских автобусов оснащены дополнительным пультом запуска и выключения двигателя, расположенным вблизи него. Пультом пользуются механики для проверки работы мотора в процессе его обслуживания. Проконсультируйтесь с механиком, который знает интересующий вас тип автобусов, на предмет возможности дистанционного выключения двигателя.
Вывести машину из строя можно и повреждением тормозной системы или электрооборудования. Как правило, разрыв гидравлической системы влечет за собой автоматическую блокировку задних тормозов и, соответственно, остановку автобуса, не позволяя ему тронуться с места.
Обездвижить машину можно, к примеру, при красном сигнале светофора, если один из членов команды заберется под автобус и перережет шланг тормозной системы. Понятно, что команда должна располагать заранее протестированным, достаточно мощным инструментом, чтобы можно было быстро выполнить операцию.
Важно также, чтобы группа захвата была готова начать штурм немедленно после обездвижения автобуса и могла в полной мере воспользоваться замешательством преступников, вызванным внезапной неисправностью.

Обеспечение доступа в автобус

Следующий важный этап операции — попадание внутрь автобуса.
У большинства моделей пульт управления дверями находится рядом с окном водителя, которое обычно не запирается (чтобы водитель мог воспользоваться пультом, находясь снаружи). На городских автобусах передняя дверь приводится в действие гидравликой, а задняя — электроникой. Поскольку гидравлическая система может быть намеренно повреждена, нужно точно знать, не окажется ли передняя дверь заблокированной, или для ее открытия лишь потребуется приложить дополнительное усилие.
Так или иначе, кто-то из членов команды должен быть вооружен тараном, чтобы при необходимости можно было просто взломать дверь.
На школьных автобусах задняя дверь обычно открывается наружу — достаточно повернуть ручку. Если предполагается штурм через заднюю дверь, необходимо уточнить в транспортной компании, можно ли блокировать замок изнутри. Если это возможно, но есть внешняя поворотная ручка, дверь можно быстро открыть с помощью мощных плоскогубцев.

Ограничение обзора

Одна из проблем, с которой приходится сталкиваться при планировании штурма автобуса, обусловлена тем, что очень часто остекление машины обеспечивает преступнику круговой обзор. Как следствие, если он действует в одиночку, оптимальный способ его нейтрализации - выстрел снайпера.
Снайперским огнем можно нейтрализовать и нескольких захвативших заложников преступников, но только если по каждому «работают» два снайпера и при условии, что все преступники будут уничтожены одновременно.
Если окна автобуса тонированные, задача снайпера значительно осложняется.
Кроме того, преступники могут закрыть окна газетами или расставить перед ними заложников. Но тогда они сами ограничат себе обзор, что упростит группе захвата задачу приближения к автобусу.

Использование спецсредств

Средства отвлекающего и шокового действия обычно более эффективны, если вбрасываются внутрь автобуса непосредственно перед началом штурма, причем в ту часть салона, где штурмующих не будет.
Можно использовать их и вне автобуса.
В случае срабатывания устройств в салоне необходимо учитывать, что в замкнутом пространстве устройства могут представлять опасность и для заложников, в особенности для детей и больных людей, как и то, что воздействие на преступников может оказаться меньшим, чем ожидалось, если устройство окажется под сиденьями или за спинками кресел.
Иногда химические боеприпасы можно привести в действие под днищем автобуса, где имеются выходы системы вентиляции.

Техника штурма

Известны различные варианты штурма автобусов, обычно группами численностью от пяти до десяти бойцов. Как правило, непосредственно в салоне должно оказаться не менее четырех штурмующих: два бойца контролируют пассажиров, два других двигаются по проходу в поисках преступников и оружия. Задача упрощается, если они заранее идентифицированы и могут быть узнаны. Хотя и тогда всех пассажиров следует заковать в наручники и вывести из автобуса, чтобы убедиться в отсутствии среди них сообщников преступников. Понятно, что чем пассажиров меньше, тем лучше. Однако, например, школьный автобус вмещает до 65 детей, соответственно, и число заложников может быть значительным.

Первоначальные действия внутри салона

Первая четверка быстро осматривает пространство под сиденьями, чтобы убедиться, что никто не спрятался там с оружием в руках, и лишь затем пара бойцов начинает двигаться по проходу.
Вошедший в салон первым громко и отчетливо кричит: «Полиция (ФБР и т. д.), всем руки вверх!» Возможно, потребуется сразу удалить из салона водителя и пассажиров с передних сидений, чтобы бойцы в начале салона могли свободно пользоваться оружием и контролировать каждый ряд сидений, не подвергая вторую пару опасности попадания под перекрестный огонь.
Лучшее оружие для прикрывающих — пистолеты-пулеметы, хотя только хорошо тренированные бойцы могут позволить себе в этой ситуации перевести оружие на режим автоматического огня.

«Зачистка» салона

Существует два основных способа зачистки.
Первый состоит в быстром проходе пары бойцов через автобус с целью обнаружения оружия, обычно это делается после приказа всем находящимся в салоне положить руки на голову. Затем в салоне появляется группа, которая попарно (с одного сиденья) выводит пассажиров из автобуса, предварительно сковав их руки пластиковыми наручниками.
После этого людей проверяют на предмет причастности к преступлению. Если пассажиров мало, группа выводящих может следовать за первой парой бойцов и выводить пассажиров сразу после проверки их сидений. Однако при данном способе зачистки, если начнется стрельба, в проходе окажется слишком много людей, что затруднит паре, контролирующей салон спереди, задачу прикрытия коллег, занимающихся проверкой пассажиров.

Прикрывающие

Один боец обычно прикрывает (контролирует) водителя, находясь либо перед автобусом, либо у окна со стороны водителя. Второе предпочтительнее, так как одновременно позволяет открыть переднюю дверь. В некоторых группах прикрывающие располагаются по бортам автобуса и контролируют салон через боковые окна, стоя на подставках или низких лесенках. В целом двое прикрывающих, которые быстро врываются в автобус, способны более эффективно выполнять свою функцию, поскольку контролируют салон по всей его глубине, тогда как прикрывающим по бортам большую часть работы придется выполнять с использованием периферического зрения.

Еще один вариант возможен при зачистке школьного автобуса, в который можно проникнуть через заднюю дверь. В некоторых группах этим путем направляют двух прикрывающих, тогда как в других через заднюю дверь в салон попадают те, кому предстоит проводить зачистку. Для них преимущество продвижения из задней части автобуса состоит в возможности осматривать сиденья из более безопасной позиции: преступнику, чтобы открыть по ним огонь, придется сначала развернуться.
Какой бы способ штурма группа ни избрала, главное, чтобы он:

  • не подвергал участников и группу обеспечения риску попадания под перекрестный огонь
  • предусматривал проникновение в автобус по крайней мере через одну дверь
  • обеспечивал двум прикрывающим быстрое попадание в автобус, чтобы они могли контролировать ситуацию из салона

В подобного рода обстоятельствах разрешение инцидента с помощью снайперов, пожалуй, является оптимальным. Однако, поскольку стрелять, скорее всего, придется через стекло и, возможно, под углом, за каждым злоумышленником должно быть закреплено, по крайней мере, два снайпера.

Штурм городского автобуса

Минимальное число штурмующих - четыре, оптимальное - семь-восемь. Боец 1 контролирует водителя и открывает переднюю дверь, боец 2 готовится вывести двигатель из рабочего состояния, а боец 3 обеспечивает прикрытие сзади. Он же имеет возможность контролировать заднюю дверь. Бойцы 4 и 5 входят в салон и берут под контроль пассажиров. Возможно, для выполнения этой миссии им понадобится удалить из салона водителя и пассажиров передних рядов. Бойцы 6 и 7 в положении готовности к ведению огня продвигаются по проходу и быстро осматривают каждого из пассажиров. Колее на смену первой четверке приходит группа, которая будет выводить из автобуса и проводить дополнительную проверку пассажиров.

Штурм школьного автобуса

Хотя штурм часто выполняется силами восьми бойцов, лучше проводить его вдевятером. Участник 1 контролирует водителя и открывает переднюю дверь. Бойцы 2 и 3 подставляют колени бойцам 4 и 5, которые быстро осматривают салон со стороны задней двери и при необходимости могут открыть огонь по преступникам или начать пробиваться в салон через заднюю дверь. Если проникновение в автобус происходит через заднюю дверь, бойцы 4 и 5 контролируют салон, а бойцы 2 и 3 приступают к его «зачистке». В противном случае порядок тот же, что и при штурме городского автобуса через переднюю дверь.



предыдущая статья
следующая статья
Штурм автотранспортных средств. (часть 1)

Тактика зарубежных спецподразделений при освобождении заложников в автомобиле.
Маскирующие и защитные укрытия.

Понятие укрытий и тактические приёмы их использования.

[ все статьи ]


© Тульская городская общественная организация ветеранов спецназа "ЗАКОН-ГРИФ", 2005 - 2019
Копирование материалов сайта возможно только с обязательной ссылкой на сайт.


тел. : (4872) 700-032, 701-774, +7 960-611-55-11